Louis MARCOUSSIS
Январь 3, 2019
Jacob MARKIEL
Январь 3, 2019

МАРеВНА (известная также как Мария Розанович Воробьёва)

ЧЕБОКСАРЫ (РОССИЯ) 1892 – ЛОНДОН 1984

Маревна была дочерью еврейской актрисы Розанович, жены Александра Воробьёва. В воз- расте двух лет ее удочерил Бронислав Стебельский, польский аристократ-католик, инспектор Лесного ведомства. Она жила с ним на Кавказе до восемнадцатилетнего возраста. В 1907 году она училась в школе в Тифлисе в Грузии. В 1910 году она отправилась в Москву и учи- лась в художественно-промышленном училище. Посещала музеи и открыла для себя импрессиони- стов и итальянских примитивистов. С 1910 года Маревна много путешествовала по Европе. Побывала в Риме и на Капри. Познакомилась с писателем Максимом Горьким, который посовето- вал ей заняться живописью и помог выбрать псевдо- ним «Маревна», который означает «Мария, дочь моря». В Риме Маревна сошлась с Юрием Желябужским, приемным сыном Горького.

В 1912 году, приехав в Париж, она училась в ака- демии Зулоага, в 1913 году — в академии Коларосси, затем в Русской академии, которую посещали Хана Орлова, Жак Липшиц и Осип Цадкин. Юрий Андреевич ввёл её в круг друзей своего приемного отца: Максимилиана Волошина, Бориса Савинкова и поэта Ильи Эренбурга. В 1914 году отец Маревны покончил жизнь само- убийством. Она могла рассчитывать только на себя. Посетила Портофино, Биарриц и Испанию. Вернувшись в Париж, начала работать над иллюстра- циями поэм Ильи Эренбурга. Известный комиссар полиции Леон Замарон, любитель искусства, заинтере- совался её творчеством, как и Гюстав Кан, художе- ственный критик и директор газеты Quotidien. Они стали её первыми меценатами. В 1919 году Маревна познакомилась с мексикан- ским художником Диего Риверой, от которого родила дочь Марику. В 1921 году Диего Ривера вернулся в Мексику.

В 1923–26 годах Маревна создавала рисунки с грузинскими мотивами для ткани по заказу Поля Пуаре. Участвовала во многих выставках, и торговец Леонс Розенберг покупал её картины. Во время Второй мировой войны Маревна укрыва- лась на юге Франции: в Сен-Поль-де-Вансе, Бокере, Кане. В 1949 году обосновалась с дочерью в Лондоне, но в 1960 году вернулась в Париж. Маревна жила между Лондоном и Парижем. В 1984 году она умерла в Лондоне. Пикассо, который восхи- щался её творчеством, сказал ей однажды: «Мы сделаем из Вас художницу более знаменитую, чем Мари Лорансен».

MAREVNA (born Maria Rosanovitch Vorobieff)

CHEBOKSARY (RUSSIA) 1892 – LONDON 1984

Marevna was the daughter of a Jewish actress named Rosanovitch, who was married to Alexandre Vorobieff. When she was two years old, Marevna was adopted by the Polish Catholic aristocrat Bronislav Stebelski, who was a forestry and wood inspector. She lived with him in the Caucasus until she was eighteen. In 1907, she took classes at the Tiflis junior high school in Georgia. In 1910, she left for Moscow where she attended the School of Decorative Arts. She visited museums and discovered paintings by the Impressionists and the Italian primitive school.

From 1910, Marevna traveled in Europe. She visited Rome and Capri and met the writer Maxim Gorky, who encouraged her to paint. The latter found her nickname Marevna, which means Mary, daughter of the sea. In Rome, Marevna became friends with Gorky’s son Yura Andreyevich. She arrived in Paris in 1912 and attended the Zuloaga Academy, the Colarossi Academy in 1913 and the Russian Academy, where Chana Orloff, Jacques Lipchitz, and Ossip Zadkine were already studying. Yura Andreyevich introduced her to his father’s friends: Max Volonchine, Boris Savinkov, and poet Ilya Ehrenburg. In 1914, Marevna’s father committed suicide, which left Marevna on her own. Grief-stricken, she traveled to Portofino, Biarritz, and Spain. Back in Paris, Ilya Ehrenburg asked her to illustrate his collection of poetry. The famous police chief Léon Zamaron, who was an art lover, took an interest in her painting. Gustave Kahn, art critic and director of the newspaper Le Quotidien, was also keen on her work. They were her first patrons.

In 1919, she met Mexican painter Diego Rivera, with whom she had a daughter named Marika. In 1921, Diego Rivera returned to Mexico. Between 1923 and 1926, Marevna produced woven textiles inspired by Georgian themes for Paul Poiret. She had several solo exhibitions. Art dealer Léonce Rosenberg bought some of her paintings. During World War II, Marevna took refuge in Saint-Paul-de-Vence, Beaucaire, and Cagnes in the south of France. In 1949, she settled in London with her daughter and returned to Paris in 1960. Marevna spent her time between Paris and London where she died in 1984. One day, Picasso, who admired her, told her “we shall make you into an even greater artist than Marie Laurencin.”