Georges KARS
Январь 2, 2019
Jésékiel KIRSZENBAUM
Январь 2, 2019

Михаил КИКОИН

ГОМЕЛЬ (БЕЛОРУССИЯ) 1892 – ПАРИЖ 1968

После рождения Михаила Кикоина его семья обосновалась в Режице, городке недалеко от Витебска. Там его дед по материнской линии был раввином, а отец, Перец Кикоин, советником в банке. В 1904 году семья переехала в Минск, где Кикоин учился в школе коммерции. Он познако- мился с Сутиным, который был на тот момент подмастерьем у портного. В 1908 году Кикоин и Сутин поступили в академию живописи Крюгера. Позже оба художника учились в Школе изящных искусств Вильнюса. Там они встретились с Кременем.

В 1912 году Кикоин приехал в Париж и устроился у своего кузена Иосифа. Записался в Школу изящных искусств в мастерскую Кормона. В 1914 году женился на Розе Бунимович, с которой познакомился в лицее Минска. У них родилось двое детей: Клер и Жак. В том же году Кикоин обосновал- ся в Улье, где уже жили Шагал и Кремень. В начале Первой мировой войны он запи- сался добровольцем в армию трудящихся. В 1919 году в галерее Шерона прошла его первая выставка. Работы Кикоина привлекли внимание любителей искусства: доктор Монлор, художе- ственный критик, написал статью о его живопи- си, г-н Декав, его первый коллекционер, купил пятнадцать картин и сорок рисунков.

С 1922 по 1923 год Кикоин путешествовал по югу Франции с Сутиным: сначала в Сере, затем в Кань-сюр-Мер. В этот период его работы были пронизаны светом, и он писал экспрессионистские пейзажи. В 1926 году Кикоин купил дом в Анни- сюр-Серен, в Ионе. В 1927 году он покинул Улей и поселился в Монруже, затем переехал на Монпарнас в 1933 году. В 1939 году Кикоин был мобилизован в Резерв рядом с Суасоном. В этот период он написал несколько гуашей о жизни гарнизона. В 1942 году укрылся с семьёй в пригороде Тулузы. После окон- чания войны вернулся в Париж, который покидал только на время путешествий, в том числе в Израиль в 1950 году, где участвовал в многочисленных выстав- ках. В течение последних десяти лет жизни он часто бывал на Лазурном берегу в Ла-Гаруп у своей дочери и писал марины. В 1964 году получил первую премию на выставке Салона художников свидетелей своего времени. Кикоин умер в своей парижской мастерской 4 ноября 1968 года.

Michel KIKOÏNE

GOMEL (BELARUS) 1892 – PARIS 1968

Michel Kikoine’s parents settled in Rejitsa, a small town near Vitebsk, shortly after the birth of their son Michel. His mother’s father was a rabbi, and his father Peretz Kikoine worked in a bank. In 1904, the Kikoine family moved to Minsk, where Michel studied business for three years, and met Soutine who was then working as an apprentice tailor. In 1908, Soutine and Kikoine attended Kruger’s Art Academy and later the School of Fine Arts in Vilnius, where they met Krémegne. Kikoine moved to Paris in 1912 and settled at his cousin Joseph’s. He enrolled in the École des Beaux-Arts in Cormon’s studio.

In 1914, he married Rosa Bunimovitz, who he had known since they were in high school in Minsk. She later gave birth to their two children, Claire and Jacques. That same year, Kikoine settled at La Ruche, where Chagall and Krémegne were already living. When World War I broke out, he volunteered to join the army. His first solo exhibition took place in 1919 at the Chéron Gallery. Kikoine was noticed by art lovers. Indeed, the art critic Dr Montlaur published an article on his painting and Mr Descaves, his first collector, bought fifteen paintings and forty drawings. Between 1922 and 1923, he traveled with Soutine to Céret and Cagnes-sur-Mer where, influenced by the light, he painted Expressionist landscapes.

In 1926, he bought a house in Annay-sur-Serein in Burgundy. In 1927, he left La Ruche and settled in Montrouge, but returned to Montparnasse in 1933. In 1939, Kikoine was mobilized to serve in the military reserve near Soissons, and painted gouaches of garrison life. In 1941, he and his family found refuge in the Toulouse area. Following the Liberation, he returned to Paris, leaving the city only for a few visits to Israel, notably in 1950, when he participated in several exhibitions. In the last ten years of his life, he stayed frequently on the Mediterranean coast, with his daughter in La Garoupe, where he produced seascapes. In 1964, he was awarded the first prize at the Salon des Peintres témoins de leur temps (Salon of painters witnesses of their time). Kikoine died in his studio in Paris on November 4, 1968.