Ernest BIRO
Январь 2, 2019
Maurice BLOND
Январь 2, 2019

Арбит БЛАТАС

КАУНАС (ЛИТВА) 1908 – НЬЮ-ЙОРК 1999

Родители Арбита Блатаса, продававшие фортепья- но, не противились художественной карьере сына. Он изучал рисунок в Поттаве в Государственном дворце Литвы, ставшем образовательной школой для детей. В 1924 году отправился в Берлин, где посещал занятия по рисунку в Школе изящных искусств. В 1925 году Блатас приехал в Париж. Поселился в квартале Монпарнас, на рю Гетэ. Познакомился с Сильвией Сатенштейн, которая стала его женой в 1933 году. После выставки в галерее Мурадян-Валлоттон в 1934 году маршан Пьер Матисс предложил Блатасу выставляться в Нью-Йорке.

В 1935 году по рекомендации Кременя Блатас отправился в Сере, Коллиур и Баниюль. Во время Второй мировой войны Блатас эмигри- ровал в США и получил американское гражданство. После войны жизнь Блатаса проходила между Европой и США. В 1967 году по совету Андре Мальро музей Оранжери приобрёл бронзовую скульптуру, представляющую художника Сутина (сейчас эта скульптура находится в одном из садов XIV округа Парижа). Блатас женился во второй раз — его супругой стала Регина Ресник, лириче- ская певица и театральная постановщица. С 1945 по 1984 годы Блатас создавал декорации и оперные костюмы.

В 1990 году Блатас подарил 41 порт- рет художников Парижской школы Музею тридцатых годов в Булонь-Бийанкур. Эти портреты выставлены в зале имени Блатаса. Блатас активно работал до конца жизни. Он был настоящим путешественни- ком-полиглотом: владел русским, польским, французским, английским, итальянским, немецким языками, идишем и ивритом. Весной 1998 года Блатас вернулся в родной город Каунас по случаю большой выставки, посвящённой его творчеству. Арбит Блатас умер 27 апреля 1999 года в своём доме на Манхэттене.

Arbit BLATAS

KAUNAS (LITHUANIA) 1908 – NEW YORK 1999

Arbit Blatas’s parents were piano merchants and did not oppose their son’s artistic career. When he was young, he studied drawing in Pottava, at the palace of Lithuania’s governor, which was transformed into an educational center for children. In 1924, he left for Berlin and took drawing classes at the School of Fine Arts. He arrived in Paris in 1925. He settled in Montparnasse on rue de la Gaîté and met Sylvia Satenstein who he married in 1933. Following an exhibition at the Mouradian-Vallotton gallery in 1934, art dealer Pierre Matisse offered to exhibit his paintings in New York.

In 1935, thanks to Krémegne, the artist discovered Céret, Collioure, and Banyuls in the south of France. During World War II, Blatas emmigrated to the United States. He later acquired American nationality. After the war was over, Blatas lived both in Europe and in the United States. In 1967, the Musée de l’Orangerie followed André Malraux’s advice and purchased a bronze sculpture representing the painter Soutine (currently in a garden in the 14th arrondissement). Blatas remarried with the opera singer and stage director Regina Resnik. Between 1975 and 1984, he designed opera sets and costumes.

In 1990, the artist donated forty-one portraits of School of Paris artists to the Musée des Années Trente in Boulogne- Billancourt, which are kept in a room dedicated to him. Active until the very last day, Blatas was an eternal polyglot traveler (he spoke Russian, Polish, French, English, Italian, German, Yiddish, and Hebrew). In spring 1998, he wished to return to his hometown of Kaunas, on the occasion of the great retrospective dedicated to him. Arbit Blatas died on April 27, 1999 at his home in Manhattan.