Jacques GOTKO
Январь 2, 2019
Samuel GRANOWSKY
Январь 2, 2019

Леопольд ГОТТЛИБ

РОГОБЫЧ (ВОСТОЧНАЯ ГАЛИЦИЯ) 1883 – ПАРИЖ 1934

Родители Леопольда Готтлиба, коммерсанты, под- держивали сына в желании сделать карьеру художника. Они надеялись, что он пойдёт по стопам старшего брата Мориси Готтлиба, художника, скончавшегося в возрас- те двадцати трёх лет. С 1896 по 1902 год Леопольд Готтлиб изучал живо- пись в Школе изящных искусств в Кракове с Яцеком Мальчевским. По окончании обучения он получил пер- вую премию по живописи и стипендию на обучение за границей. В 1903 году Готтлиб приехал в Мюнхен и продолжил обучение у А. Азбе. Он зарабатывал на жизнь портретами.

В 1905 году с группой «Пять», просуществовавшей всего год, Готтлиб представил свои работы в Польше и за рубежом вместе со своими друзьями, среди которых был Витольд Войткевич. В 1899 году впервые приехал в Париж. В 1906 году он на год уехал преподавать живопись в академии искусств Бецалель в Иерусалиме. По возвра- щении в Париж женился на девушке-враче, интересовав- шейся еврейской культурой. Готтлиб принимал актив- ное участие в художественной жизни Монпарнаса. Сошелся с Паскиным, Диего Риверой, Андре Сальмоном, Мелой Мутер и Эли Надельманом. Был знаменит своими портретами. Часто ему позировали друзья. Получал заказы, в частности, от доктора Гюстава Бона и от Анри Бергсона. Часто ездил в Польшу, где был членом группы форми- стов и движения «Ритм».

В 1914 году в Парке Принцев между Готтлибом и художником Моисеем Кислингом состоялась дуэль, причиной которой стали их разногласия. В течение часа противники ожесточенно дрались на шпагах, пока Готтлиб резким взмахом не рассёк слегка нос Кислинга. Эта история передавалась из уст в уста на Монпарнасе и даже упоминалась в прессе. В 1913 году Готтлиб принимал участие в дебатах на тему независимости Польши, проводимых в TAP (Обществе польских художников Парижа), созданном в 1910 году скульптором Станиславом Островским. Собрания проводились на Монпарнасе, на рю Данфер Рошро в доме 32. Среди членов орга- низации были Анри Хайден, Эжен Зак и Мела Мутер. Готтлиб также входил в полувоенную организацию «Стрелок», о существовании кото- рой было известно лишь узкому кругу людей. Он открыто выступал за идеи польского патрио- тизма и примкнул к рядам маршала Пилсудского. Во время войны 1914–1918 гг. Готтлиб находил- ся в Польше, где писал сцены солдатской жизни. Они были доработаны после войны и объединены в сборник литографий, выпущенный в год смерти художника.

В 1919 году Готтлиб давал уроки в Академии искусств Закопане в Татрах (Западные Карпаты, граница Польши и Чехословакии). В 1920-х годах Готтлиб вернулся в Париж. В воз- расте 54 лет умер от болезни печени. Его жена была депортирована в апреле 1943 года.

Jacques GOTKO
January 2, 2019
Samuel GRANOWSKY
January 2, 2019

Leopold GOTTLIEB

DROHOBYCZ (EASTERN GALICIA) 1883 – PARIS 1934

Leopold Gottlieb’s parents were storekeepers and encouraged their son to become an artist. They hoped that he would follow in the footsteps of his elder brother, Mauricy Gottlieb, who was a painter and had died at the age of only twentythree. Between 1896 and 1902, Leopold Gottlieb studied painting at the School of Fine Arts in Krakow with Jacek Malczewski. At the end of his course, he was awarded the painting first prize as well as a scholarship to go abroad. In 1903, Gottlieb went to Munich and continued his studies with A. Azbe. At the same time, he painted portraits in order to earn his living.

In 1905, on the initiative of the Group of Five, which only existed for a year, he exhibited in Poland and abroad with his friends, notably Witold Wojtkiewicz. He visited Paris for the first time in 1899. In 1906, he studied painting for a year at the Bezalel School of Fine Arts in Jerusalem. Back in Paris, he married a young doctor. She was erudite, had a passion for Jewish culture, and participated in the artistic life in Montparnasse. Gottlieb became friends with Pascin, Diego Rivera, André Salmon, Mela Muter, and Elie Nadelman. He was renowned for his portraits, had his friends pose for him, and was commissioned to produce works, notably by Dr Gustave Bohn and Henri Bergson. He often visited Poland where he took part in the Formists’ group and in the Rhythm movement.

In 1914, following a disagreement with painter Moise Kisling, Leopold Gottlieb fought a duel at the Parc des Princes. For an hour, the two opponents inflicted intense sword blows on each other. With the back of his sword, Gottlieb slightly split Kisling’s nose open. The news spread through Montparnasse, and was even reported in the press. From 1913, Gottlieb took part in the debates in favor of Poland’s independence at the Association of Polish Artists in Paris, which had been founded by sculptor Stanislaw Ostrowski in 1910. The meetings took place in Montparnasse, at 32 rue Denfert- Rochereau. Henri Hayden, Eugene Zak, and Mela Muter were among the members of this association. Gottlieb also participated in the exercises of a paramilitary organization called Le Tireur. Only a small group of people knew the existence of this organization. He was openly linked to Polish patriotism and joined the ranks of Marshal Pilsudski. During World War I, he was in Poland and painted scenes of soldiers’ everyday lives. These thumbnail paintings were revised after the war in a collection of lithographs published the year of his death.

In 1919, Gottlieb taught classes at the Academy of Arts in Zakopane in the Tatra Mountains, on the border of Poland and Czechoslovakia. He returned to Paris in the 1920s. He died of a liver disease when he was fifty-four years old. His wife was deported in April 1943.