Maurice MENDJIZKY
Январь 3, 2019
Georges MERKEL
Январь 3, 2019

Зигмунд МеНКеС

ЛЬВОВ (ГАЛИЦИЯ) 1896 – НЬЮ-ЙОРК 1986

Менкес был старшим в семье с шестью детьми. По его собственному выражению, детство он провёл в «грустном окружении». В возрасте 16 лет он записал- ся в Институт декоративных искусств Львова, где позна- комился с Альфредом Абердамом. Чтобы заработать на жизнь, он работал маляром. Параллельно изучал техни- ку фрески и работал на реставрации православной церк- ви. «В моём распоряжении был целый потолок. Я мог рисовать все, что хотел». В 1919 году Менкес посвящал больше времени живописи и поступил в Академию изящных искусств Кракова.

В 1922 году Менкес жил в Берлине и посещал мастерскую Александра Архипенко, где познакомился с Вейнгартом, с которым провёл год. В 1923 году Менкес приехал в Париж и устроился на Монпарнасе, где снял комнату в Hôtel Médical— зда- нии, частично оборудованном под гостиницу для худож- ников. В течение двух лет он делил комнату с Вейнгартом. В том же здании жили Эфраим Мандельбаум, Эжен Зак, Шагал и др. Менкес посещал кафе La Rotonde и Le Dôme.

В 1923 году в La Rotonde он встретил Леона Вайсберга, приехавшего совсем без багажа, и предложил ему на первую ночь в Париже раз- делить с ним комнату в отеле. Вслед за Марселем Слодки Менкес устроился в бывшей мастерской Таможенника Руссо, в доме 2-бис по рю Перрель. Когда он уехал из Парижа в 1935 году, он уступил эту мастер- скую Вайсбергу. Чувство юмора Менкеса было хорошо известно на Монпарнасе. В 1924 году, после поездки во Львов в поисках финансовой помощи Менкес познакомился с одним коллекционером, который поддерживал его и регулярно покупал его картины. Зигмунд Менкес с Альфредом Абердамом, Йоахимом Вейнгартом и Леоном Вайсбергом создали «Группу четырёх».

В конце 1925 года Ян Сливинский организовал в галерее Au Sacre du Printemps выставку «Группы четырёх». В тот же период Менкес написал портрет своего друга Леона Вайсберга. Менкес женился на Станиславе Теодоре Вайс, которую все называли Стасей. Стася, сла- вившаяся своей красотой, позировала мужу, а также Леопольду Готтлибу и Реймону Канельба. Менкес путешествовал по югу Франции и востор- гался окрестностями Тулона. В 1929 году он отправил- ся в Польшу в поисках материальной помощи. В том же году вернулся в Париж и решил остаться там «любой ценой». В 1930 году выставил свои работы в Париже, Львове, Торонто и Нью-Йорке. В 1934 году коллекционер Поль Гийом из выставочной комиссии в галерее Бернхейма присудил премию работам Менкеса. Менкес так и не получил эту премию из-за своего происхождения и потому, что у него не было гражданства.

В 1935 году он с сожалением уехал в Нью-Йорк. Три раза возвращался в Париж, прежде чем окончательно обосновался в США в 1939 году. Он боль- ше не покидал Нью-Йорка, за исключени- ем нескольких поездок в Израиль и в Польшу в 1950 году. Зигмунд Менкес умер в своём доме в Ривердейле, штат Нью-Йорк, в августе 1986 года. Завещал развеять свой прах над землёй Израиля.

Maurice MENDJIZKY
January 3, 2019
Georges MERKEL
January 3, 2019

Sigmund MENKÈS

LWOW/LEMBERG (GALICIA) 1896 – NEW YORK 1986

According to Sigmund Menkes, who was the oldest of a family of six, he spent his childhood in a “sad environment.” When he was sixteen, he enrolled in the Institute of Decorative Arts in Lwow (Lemberg), where he met Alfred Aberdam. He worked as a building painter in order to earn his living. At the same time, he studied the fresco technique and worked on the restoration of Orthodox churches. “I had a ceiling all to myself and I could paint whatever I wanted.” In 1919, Menkes devoted more time to his painting and enrolled in the School of Fine Arts in Krakow.

In 1922, he studied at Alexander Archipenko’s studio in Berlin, where he met Weingart and spent the whole year with him. He arrived in Paris in 1923 and settled in Montparnasse, where he rented a room in a building that was partially turned into a hotel for artists: l’Hôtel Médical. He shared his room with Weingart for two years. Many artists lived there, including Ephraim Mandelbaum, Eugene Zak, and Marc Chagall among others. He spent time at the café La Rotonde and later at Le Dôme. Later in 1923, he met Léon Weissberg at La Rotonde. Menkes invited him to spend his first night in Paris at his hotel room. After Marcel Slodki, Menkes settled in the Douanier Rousseau’s former studio at 2 bis rue Perrel. When Menkes left Paris in 1935, he turned over the studio and all its furniture to Weissberg, who settled down for good. In Montparnasse, Menkes was famous for his humor.

From 1924, following a trip to Lwow where he went to look for financial help, he met an art dealer who supported him and regularly bought his work. Sigmund Menkes, Alfred Aberdam, Joachim Weingart, and Léon Weissberg made up the group of Four. In the end of 1925, the exhibition “the Group of Four” was held at Jan Sliwinski’s gallery Au Sacre du Printemps. Around the same time, Menkes painted a portrait of his friend Léon Weissberg. He married Stanislawa Théodora Weiss, also known as Stasia. Stasia, who was very beautiful, posed for her husband as well as for Léopold Gottlieb and Raymond Kanelba. Menkes traveled in the south of France and fell in love with the Toulon area. However, he experienced a difficult life in the early times, and therefore decided to return to Poland. He moved back to Paris that same year and said that this time, he meant “to stay there at all costs.” From 1930, he exhibited his work in Paris, Lwow, Toronto, and New York. In 1934, collector Paul Guillaume awarded a prize to Menkes’ work at the jury of the Bernheim Gallery’s exhibition. Menkes did not receive it because of his origins and his nonnaturalization.

In 1935, he left for New York with regrets. He returned to Paris three times before 1939, when he moved to the United States for good. He only left America for a few trips when he visited Israel his beloved Montparnasse in Paris and Poland in 1950. Sigmund Menkes died at his home in Riverdale, New York, in August 1986. His last wish was for his ashes to be scattered in Israel.